Приобщение к здоровьесберегающей педагогике

Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся
Поиск путей исправления ситуации; признание своей ответственности за результаты своей работы.

Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями.

К выводу, что образовательный процесс оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье учеников, приходили многие ученые и педагоги-практики. Еще в 50-60-х годах XIX века в результате наблюдений врачи установили распространение среди школьников близорукости, нарушения осанки, неврастении и анемии, так называемые «школьные болезни». По сравнению с XIX веком, среди причин неблагоприятного влияния учебного процесса на здоровье учащихся, в современных условиях усилилась роль внутришкольного фактора.

Разрушительное воздействие системы образования на здоровье школьников

Стрессогенные (дидактогенные ) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся
Недостаток физической активности учащихся
Невозможность (неспособность) индивидуального подхода в обучении
Несоблюдение гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса
Неправильная организация питания учащихся в школьной столовой
Недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов
Низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей

Исходя из услышанного и увиденного можно сделать вывод:

Современная система образования разрушает и так неблагополучное здоровье учащихся.
Поэтому, во всем мире ведется разработка комплексных программ заботы о здоровье учащихся. Сформированы основные принципы заботы о здоровье школьников.

Забота о здоровье школьников, как обязательное условие образовательного процесса.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Её главная отличительная особенность — приоритет здоровья. Это определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором и педагоги и родители решают одну важную задачу, связанную заботой о здоровье детей.

Приведенный перечень принципов здоровьесберегающей педагогики не требует какого-то ни было предпочтения, несоблюдение любого из них принесет ущерб проводимой работе в целом.

Принцип ненанесения вреда — «No nocere!» одинаково первостепенен и для педагогов, и для медиков, и для родителей. На его соблюдении строится профессиональная этика.

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов
Предполагает, что все происходящее в ОУ — от разработки планов до проверки их выполнения, уроков, перемен, внеклассных мероприятий, подготовку педагогических кадров, работу с родителями — должно оцениваться с позиции влияния на
психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей

Принцип триединого представления о здоровье — обуславливает взаимосвязь здоровья физического, психического и духовного.

Принцип непрерывности и преемственности — определяет проводить здоровьесберегающую работу каждый день и на каждом уроке.

Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — где речь идет об уровне и содержании программ, терминологии, решаемых задачах, формах и методах преподавания.

Приоритет позитивных воздействий над негативными — неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое развитие детей оказывает преобладание запретов, порицаний, неодобрений как в педагогической, как и в родительской педагогике.

Таким образом, от учителя зависит, какое воздействие на ученика оказывает учебно-воспитательный процесс.

Здоровье образовательные технологии -это это качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Понятие здоровьесберегающие образовательные технологии появились в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования «как учить?», то сточки зрения здоровьесбережения, учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью ни ученику, ни учителю.

Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса

Экологический фактор
Видеоэкология (интерьер):
Цветовая гамма школы, класса
Школьная мебель
Гигиенические условия в классе
Правильная поза во время занятий
Воздушно-тепловой режим
Уровень шума
Использование ТСО
Организация питания школьников
Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе — важный момент здлоровьесбережения. Их нарушения отражаются на всем, что происходит в школе:
На учебном, учебно-воспитательном процессе, воспитании культуры здоровья и здорового образа жизни. По данным комплексного обследования детских учреждений с использованием лабораторных методов исследования в 13% выявлены отклонения по шуму, в 34% по электромагнитным полям, в 31% по освещенности, в 21% по освещенности, в 25% по мебели. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11%.

Добавить комментарий